Приход храма прп. Серафима Саровского г. Липецка

Положение воскресной школы

«Утверждаю»

Настоятель местной православной религиозной организации

Приход храма прп. Серафима Саровского г. Липецка

Липецкой епархии Русской Православной Церкви

(Московский Патриархат)

 

I.     Общие положения

  1. Религиозное воспитание и обучение религии (под которым в данном случае понимается обучение основам православного вероучения) традиционно являются приоритетными направлениями деятельности Русской Православной Церкви, одной из форм исповедания и распространения православной веры в соответствии с Уставом Русской Православной Церкви, Уставом прихода Русской Православной Церкви и Основами социальной концепции Русской Православной Церкви, в том числе и через воскресные школы для детей и взрослых.
  2. Настоящее Положение регулирует деятельность воскресной школы (для детей, которая не имеет статус юридического лица и является структурным подразделением организации Местная религиозная организация Православный Приход храма прп. Серафима Саровского г. Липецка  Липецкой Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).
  3. Воскресная школа осуществляет функции религиозной организации по обучению детей религии (основам православного вероучения) и формированию умений и навыков, необходимых для православного христианина, в соответствии со Стандартом учебно-воспитательной деятельности, реализуемому в воскресных школах Русской Православной Церкви.
  4. Воскресная школа действует на основании собственного Положения, разрабатываемого и утвержденного религиозной организацией. Она считается созданной с момента утверждения Положения о ней.

II.     Термины, используемые  в настоящем Положении

  1. Религиозная организация Русской Православной Церкви – приход.
  2. Стандарт учебно-воспитательной деятельности воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви (далее – Стандарт) – нормативный документ, включающий в себя совокупность требований к учебно-воспитательной, организационной, методической деятельности воскресных школ.
  3. Учебный план – часть Стандарта учебно-воспитательной деятельности воскресных школ (для детей) в Русской Православной Церкви, регламентирующий структуру и организацию учебно-воспитательного процесса воскресных школ.
  4. Основная часть учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресной школе для детей, – комплекс базовых вероучительных программ.
  5. Дополнительная часть учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресной школе для детей, – комплекс дополнительных занятий, направленных на воспитание активной и многогранной личности христианина.

III.     Цели, задачи и виды деятельности Воскресной школы

  1. Цель деятельности воскресной школы – приобщение воспитанников к православной вере, литургической жизни Церкви.
  2. Задачи воскресной школы по отношению к воспитанникам:

а) религиозно-нравственное обучение и воспитание;

б) всестороннее развитие личности и мотивации к познанию и творчеству;

в) развитие стремления учащегося воскресной школы к участию в литургической, социальной, миссионерской жизни прихода;

г) адаптация к жизни в современном обществе в соответствии с нормами христианской морали;

д) формирование общей культуры;

е) обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления духовного и физического здоровья, гражданского самоопределения и творческого труда.

  1. Для достижения целей и задач воскресная школа осуществляет следующие виды деятельности:

а) проведение занятий религиозной и духовно-нравственной направленности;

б) проведение дополнительных личностно — и социально-ориентированных занятий:

  • музыкальное направление отражается в деятельности детского музыкального ансамбля «Остров детства», который состоит из вокальной группы и детского церковного хора. Воспитанники под руководством педагога каждое воскресенье поют на Божественной Литургии, а также проводят еженедельные репетиции. Музыкальный коллектив регулярно с концертной программой посещает Липецкий областной кризисный центр, МБОУ СОШ №14 г. Липецка, МДОУ детский сад №25 г. Липецка.
  • художественное направление отражается в деятельности ИЗО-студии, которая состоит из двух групп. Воспитанники представляют свои рисунки на выставках, которые воскресная школа регулярно проводит в Липецком областном кризисном центре, МБОУ СОШ №14 г. Липецка, МДОУ детском саду №25 г. Липецка.
  • спортивно-патриотическое направление отражается в непосредственной сотрудничестве с молодёжным патриотическим обществом «Наследники Александра Невского», члены которого являются ученики кадетских классов МБОУ СОШ №14 г. Липецка и воспитанники воскресной школы.
  • туристско-краеведческое направление выражено проведением паломнических поездок, во время которых воспитанники воскресной школы посещают православные храмы других епархий Русской Православной Церкви. Для более высокой продуктивности организуются встречи, беседы за чаепитием с учениками других воскресных школ.

в) проведение методической работы, направленной на совершенствование учебно-воспитательного процесса, программ, форм и методов деятельности;

г) организацию еженедельных родительских собраний во время факультативных занятий их детей;

д) организацию и проведение массовых мероприятий, создающих необходимые условия для совместного труда, отдыха детей и родителей (лиц, их заменяющих);

е) организацию летнего отдыха в оздоровительных лагерях Липецкой епархии;

ж) организацию и проведение выставок, олимпиад, конкурсов, соревнований, концертов.

IV.     Организация Воскресной школы

  1. Воскресная школа в своей деятельности руководствуется действующим законодательством РФ, нормативными документами Русской Православной Церкви (Устав Русской Православной Церкви, Устав религиозной организации), Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви (Положение о деятельности воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви в РФ, Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви), документами епархии (указами и распоряжениями епархиального архиерея, рекомендациями ЕОРОиК).
  2. Воскресная школа может быть реорганизована в иное образовательное учреждение (центр духовно-нравственного воспитания, имеющий статус юридического лица, православное общеобразовательное учреждение) по решению Учредителя.
  3. Решение о приостановлении деятельности и реорганизации воскресной школы принимает настоятель с письменного благословения епархиального архиерея.
  4. Настоятель осуществляет контроль над деятельностью школы и несет ответственность перед Священноначалием за учебно-воспитательную и хозяйственную деятельность воскресной школы.
  5. Директор воскресной школы с благословения настоятеля организует и координирует учебно-воспитательную и текущую хозяйственную деятельность.

V.     Основная деятельность Воскресной школы

  1. Воскресная школа организует учебно-воспитательный процесс в соответствии со «Стандартом учебно-воспитательной деятельности, реализуемой воскресными школами (для детей) Русской Православной Церкви».
  2. Решение о зачислении учащихся в воскресную школу принимает директор с благословения настоятеля на основании письменного заявления родителей (законных представителей).
  3. При зачислении в воскресную школу директор обязан ознакомить родителей (законных представителей) воспитанников с документами, регламентирующими деятельность учебно-воспитательного процесса (Правила поведения в воскресной школе и другими локальными актами школы).
  4. Расписание занятий в школе составляется директором с учетом создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха, возрастных особенностей детей, установленных санитарно-гигиенических норм и графиком богослужений.
  5. Состав и количество классов в воскресной школе определяется в зависимости от числа полученных заявлений и условий, созданных для осуществления учебно-воспитательного процесса.
  6. В воскресной школе организованы дополнительные занятия в форме кружков.
  7. Дисциплина в воскресной школе поддерживается на основе православных традиций, взаимного уважения воспитанников друг к другу. Применение методов грубого физического и психического насилия не допускается.
  8. Учебно-воспитательный процесс в воскресной школе включает в себя три ступени:

а) дошкольная (набор детей в возрасте  5-6 лет) – с ориентировочным сроком обучения (максимально 2 года);

б) начальная (набор детей в возрасте 7-11 лет) — с ориентировочным сроком обучения (максимум 4 года);

в) основная, (набор детей в возрасте 12-16 лет)– с ориентировочным сроком обучения (максимально 4 года).

Конкретный порядок организации образовательного процесса устанавливается и изменяется по решению педагогического совета воскресной школы. Ребенок, поступающий в воскресную школу, зачисляется на ступень, соответствующую возрастной категории.

  1. Задачами дошкольной ступени являются православное воспитание и развитие детей, осуществляемые через приобщение к богослужебной жизни Церкви, игровую, творческую и развивающую деятельность, а также через взаимное общение.
  2. Задачами начальной ступени являются обучение основам православного вероучения, православное воспитание, развитие детей, приобщение их к литургической жизни Церкви, обретение первичных навыков и начального опыта церковной жизни.
  3. Задачами основной ступени являются обучение основам православного вероучения, усвоение детьми знаний о вере, осознанное участие в богослужении и Таинствах Церкви, применение полученных знаний в повседневной жизни, формирование навыка ежедневной домашней молитвы, последующее приобщение к социальной, миссионерской, молодежной деятельности прихода (посещение областного кризисного центра помощи женщинам и детям, издание «Серафимовского листка», деятельности молодежного общества «Наследники Александра Невского).
  4. Учебно-воспитательный процесс в воскресной школе, не имеющей статуса юридического лица, организуется на базе Учебного плана, соответствующего типовому Учебному плану, утвержденному Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.
  5. Учебно-воспитательный процесс в воскресной школе может быть организован с использованием авторских, творческих методик и подходов с учетом принципов, изложенных в Стандарте учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви и других нормативных документов, касающихся деятельности воскресных школ.
  6. Базовым вероучительным предметом дошкольной ступени является «Введение в Закон Божий».
  7. Базовыми вероучительными предметами начальной ступени являются: «Священная библейская история», «Храмоведение», «Основы церковного пения», «История Христианской Церкви», «Основы христианской нравственности» и «Церковно-славянский язык».
  8. Базовыми вероучительными предметами основной ступени являются: «Священное Писание: Ветхий Завет», «Священное Писание: Новый Завет», «Православное богослужение», «Основы православного вероучения», «Основы церковного пения» и «История Христианской Церкви» и «Христианская этика».
  9. Помимо вероучительных дисциплин на каждой ступени учебно-воспитательного процесса проводятся  дополнительные развивающие занятия в кружках и секциях, по направлениям: музыкальному, художественному, спортивно-патриотическому, туристско-краеведческому и творческо — эстетическому.
  10. При проведении занятий по вероучительным дисциплинам и предметам дополнительной части уделяется особое внимание обсуждению с детьми вопросов современной жизни, связанных с семьей, социальными болезнями, иными проблемами современной молодежи.
  11. Учебный год в воскресной школе начинается в ближайшее воскресенье ко Дню церковного новолетия – 14 сентября.
  12. Учебный год в воскресной школе заканчивается 24 мая в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
  13. Учебный год в воскресной школе начинается и заканчивается молитвою.
  14. Учебным днем, когда осуществляется обучение основам православной веры является воскресенье, в субботу проводятся занятия по церковному пению и церковно-славянскому языку, а в будние дни, согласно расписанию, осуществляется факультативная деятельность по направлениям, указанным в 3 главе 12 пункте.
  15. Занятия проводятся по группам. Дошкольная и начальная ступени имеют две группы, но их число может изменяться в связи с количеством воспитанников.
  16. С согласия родителей организуются паломнические поездки, а также отдых в православных оздоровительных, военно-патриотических и других лагерях.
  17. В школе используется система контроля успеваемости в виде промежуточной и итоговой аттестации учащихся.
  18. Промежуточная аттестация проводится в течение учебного года в форме проверки рабочей тетради, выделению лучших работ в течение 5 воскресных дней и награждение подарками. Учениками, допустившими ошибки и неточности выполняется работа по их исправлению совместно с педагогом после учебного занятия.
  19. Итоговая аттестация проводится аттестационной комиссией и проходит в конкурсной форме по изучаемым дисциплинам.
  20. Аттестационная комиссия возглавляется директором и формируется им из числа педагогов воскресной школы.
  21. Настоятель прихода по должности является членом аттестационной комиссии.
  22. Количество и состав участников комиссии определяется директором (не менее четырех человек).

VI.     Участники учебно-воспитательного процесса

  1. Участниками учебно-воспитательного процесса в воскресной школе являются: настоятель прихода, директор воскресной школы, педагогические работники воскресной школы, учащиеся, родители (законные представители) учащихся.
  2. Права и обязанности учащихся, их родителей или законных представителей как участников учебно-воспитательного процесса определяются действующим Положением воскресной школы.
  3. Учащиеся воскресной школы имеют право на:

а) обучение православному вероучению, традициям, истории и культуре, предусмотренное учебно-воспитательным планом воскресной школы;

б) бесплатное пользование библиотекой воскресной школы;

в) условия, гарантирующие охрану жизни и здоровья.

  1. Воспитанники воскресной школы должны:

а) следовать требованиям Положения воскресной школы, исполнять распоряжения, указания настоятеля, директора, преподавателей и воспитателей воскресной школы;

б) добросовестно заниматься в воскресной школе и применять приобретенные знания на практике;

в) бережно относиться к имуществу воскресной школы;

г) уважать других учащихся и сотрудников воскресной школы;

д) иметь внешний вид, соответствующий правилам христианского благочестия.

  1. Выпускникам выдается документ об окончании воскресной школы установленного образца, заверенный печатью религиозной организации Учредителя.
  2. По представлению директора воскресной школы настоятель может поощрять учащихся воскресной школы приходскими грамотами, похвальными листами.
  3. По представлению директора воскресной школы педагогический совет воскресной школы в качестве крайней меры может исключить учащегося из воскресной школы.
  4. Родители (законные представители) учащихся имеют право на:

а) ознакомление с ходом и содержанием учебно-воспитательного процесса;

б) участие в проводимых воскресной школой мероприятиях;

в) получение информации об использовании пожертвований, внесенных ими на нужды воскресной школы;

г) пользование библиотечным фондом воскресной школы.

  1. Родители (законные представители) учащихся обязаны:

а) соблюдать настоящее Положение;

б) восполнять в соответствии с действующим законодательством ущерб, причиненный учащимся имуществу воскресной школы;

в) быть вежливыми с сотрудниками воскресной школы;

г) при посещении воскресной школы иметь внешний вид, соответствующий правилам христианского благочестия.

  1. Сотрудники воскресной школы должны быть православными христианами и соответствовать требованиям квалификационных характеристик.
  2. Воскресная школа может иметь в штате сотрудников-добровольцев, исполняющих свои обязанности на безвозмездной основе. С благословения настоятеля воскресная школа может привлекать благотворительные пожертвования для осуществления учебно-воспитательной деятельности.
  3. На работу в воскресную школу принимаются лица, имеющие:

а) среднее или высшее богословское образование;

б) среднее или высшее гуманитарное образование с правом преподавания;

в) начальное профессиональное, среднее профессиональное и высшее образование, прошедшие катехизаторские/богословские курсы, организованные при духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви.

  1. На работу, связанную с дополнительной частью учебно-воспитательного процесса, принимаются лица православного вероисповедования, имеющие необходимые навыки для ведения данных занятий.
  2. К педагогической деятельности в воскресной школе не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям.
  3. Трудовые отношения работника регулируются типовым трудовым договором с религиозной организацией.
  4. Работники воскресной школы имеют право на:
  5. участие в управлении воскресной школой в порядке, определяемом настоящим Положением;

б) повышение своего профессионального уровня.

  1. Педагогические работники обязаны:

а) участвовать в жизни прихода;

б) соответствовать образу православного христианина;

в) соблюдать настоящее Положение;

г) выполнять обязанности, определяемые должностными инструкциями и трудовым договором;

д) иметь внешний вид, соответствующий правилам христианского благочестия;

е) быть вежливыми в общении с коллегами, воспитанниками и их родителями.

 VII.     Управление Воскресной школой, являющейся структурным подразделением религиозной организации

  1. Управление воскресной школой осуществляется в соответствии с нормативными документами Русской Православной Церкви (Устав Русской Православной Церкви, Устав религиозной организации), настоящим Положением и строится на принципах единоначалия и самоуправления.
  2. Настоятель по должности осуществляет общее руководство воскресной школой.
  3. В компетенцию настоятеля входит:
  4. создание, реорганизация и приостановлении деятельности воскресной школы;

в) принятие на работу и освобождение от должности директора воскресной школы;

г) утверждение аттестационной комиссии воскресной школы;

д) контроль за учебно-воспитательной, хозяйственной и иной деятельностью воскресной школы;

е) прием на работу преподавателей воскресной школы, утверждение штатного расписания, ставок заработной платы и должностных окладов преподавателей воскресной школы, надбавок и доплаты к ним;

ж) обеспечение безопасности и здоровья детей и сотрудников воскресной школы во время учебно-воспитательного процесса, соблюдения норм охраны труда и техники безопасности.

  1. Настоятель может являться и директором воскресной школы.
  2. Директор воскресной школы (далее – директор) – сотрудник религиозной организации, назначенный на должность настоятелем для обеспечения учебно-воспитательного процесса в воскресной школе.
  3. Директор воскресной школы:

а) назначается и освобождается от должности распоряжением настоятеля;

б) подотчетен в своей деятельности настоятелю и епархиальному отделу религиозного образования;

в) организует учебно-воспитательный процесс в воскресной школе;

г) формирует штатное расписание;

д) осуществляет распределение должностных обязанностей, контроль над деятельностью и уровнем квалификации работников;

е) формирует аттестационную комиссию воскресной школы;

ж) предоставляет настоятелю и епархиальному отделу религиозного образования и катехизации ежегодный отчет о деятельности воскресной школы;

з) по благословению настоятеля на основании доверенности представляет школу в  государственных и муниципальных учреждениях, а также на епархиальных и общецерковных мероприятиях.

  1. Духовник воскресной школы – священнослужитель Русской Православной Церкви, назначенный настоятелем для попечения о духовно-нравственной жизни учащихся и сотрудников воскресной школы.
  2. Директор воскресной школы в священном сане может являться духовником по благословению настоятеля прихода.
  3. Духовник воскресной школы заботится о духовно-нравственном воспитании детей и педагогического коллектива.
  4. Формой самоуправления воскресной школы является педагогический совет воскресной школы.
  5. Педагогический совет состоит из: настоятеля храма, духовника, директора и преподавателей воскресной школы.
  6. К компетенции педагогического совета воскресной школы относится:

а) разработка концепции и определение основных направлений деятельности воскресной школы, обсуждение методик преподавания;

б) определение порядка проведения итоговой аттестации;

в) рассмотрение вопросов об отчислении учащихся;

г) рассмотрение вопросов эффективности учебно-воспитательной работы, повышения квалификации сотрудников;

д) внедрение в практику достижений педагогического опыта.

  1. Решения на педагогическом совете принимаются большинством голосов.

VIII.     Имущество и финансирование Воскресной школы

  1. Религиозная организация, учредившая воскресную школу, обеспечивает ее финансирование и работу.
  2. При создании воскресной школы Учредитель должен обеспечить следующие условия:
  • предоставить помещение (собственное или арендованное) для занятий;
  • обеспечить воскресную школу учебно-методической литературой и канцелярскими принадлежностями, мебелью, инвентарем, необходимым для учебно-воспитательного процесса;
  • обеспечить материальные условия для преподавания.

 

Перейти к верхней панели