«Утверждаю»
Настоятель местной православной религиозной организации
Приход храма прп. Серафима Саровского г. Липецка
Липецкой епархии Русской Православной Церкви
(Московский Патриархат)
I. Общие положения
- Религиозное воспитание и обучение религии (под которым в данном случае понимается обучение основам православного вероучения) традиционно являются приоритетными направлениями деятельности Русской Православной Церкви, одной из форм исповедания и распространения православной веры в соответствии с Уставом Русской Православной Церкви, Уставом прихода Русской Православной Церкви и Основами социальной концепции Русской Православной Церкви, в том числе и через воскресные школы для детей и взрослых.
- Настоящее Положение регулирует деятельность воскресной школы (для детей, которая не имеет статус юридического лица и является структурным подразделением организации Местная религиозная организация Православный Приход храма прп. Серафима Саровского г. Липецка Липецкой Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).
- Воскресная школа осуществляет функции религиозной организации по обучению детей религии (основам православного вероучения) и формированию умений и навыков, необходимых для православного христианина, в соответствии со Стандартом учебно-воспитательной деятельности, реализуемому в воскресных школах Русской Православной Церкви.
- Воскресная школа действует на основании собственного Положения, разрабатываемого и утвержденного религиозной организацией. Она считается созданной с момента утверждения Положения о ней.
II. Термины, используемые в настоящем Положении
- Религиозная организация Русской Православной Церкви – приход.
- Стандарт учебно-воспитательной деятельности воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви (далее – Стандарт) – нормативный документ, включающий в себя совокупность требований к учебно-воспитательной, организационной, методической деятельности воскресных школ.
- Учебный план – часть Стандарта учебно-воспитательной деятельности воскресных школ (для детей) в Русской Православной Церкви, регламентирующий структуру и организацию учебно-воспитательного процесса воскресных школ.
- Основная часть учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресной школе для детей, – комплекс базовых вероучительных программ.
- Дополнительная часть учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресной школе для детей, – комплекс дополнительных занятий, направленных на воспитание активной и многогранной личности христианина.
III. Цели, задачи и виды деятельности Воскресной школы
- Цель деятельности воскресной школы – приобщение воспитанников к православной вере, литургической жизни Церкви.
- Задачи воскресной школы по отношению к воспитанникам:
а) религиозно-нравственное обучение и воспитание;
б) всестороннее развитие личности и мотивации к познанию и творчеству;
в) развитие стремления учащегося воскресной школы к участию в литургической, социальной, миссионерской жизни прихода;
г) адаптация к жизни в современном обществе в соответствии с нормами христианской морали;
д) формирование общей культуры;
е) обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления духовного и физического здоровья, гражданского самоопределения и творческого труда.
- Для достижения целей и задач воскресная школа осуществляет следующие виды деятельности:
а) проведение занятий религиозной и духовно-нравственной направленности;
б) проведение дополнительных личностно — и социально-ориентированных занятий:
- музыкальное направление отражается в деятельности детского музыкального ансамбля «Остров детства», который состоит из вокальной группы и детского церковного хора. Воспитанники под руководством педагога каждое воскресенье поют на Божественной Литургии, а также проводят еженедельные репетиции. Музыкальный коллектив регулярно с концертной программой посещает Липецкий областной кризисный центр, МБОУ СОШ №14 г. Липецка, МДОУ детский сад №25 г. Липецка.
- художественное направление отражается в деятельности ИЗО-студии, которая состоит из двух групп. Воспитанники представляют свои рисунки на выставках, которые воскресная школа регулярно проводит в Липецком областном кризисном центре, МБОУ СОШ №14 г. Липецка, МДОУ детском саду №25 г. Липецка.
- спортивно-патриотическое направление отражается в непосредственной сотрудничестве с молодёжным патриотическим обществом «Наследники Александра Невского», члены которого являются ученики кадетских классов МБОУ СОШ №14 г. Липецка и воспитанники воскресной школы.
- туристско-краеведческое направление выражено проведением паломнических поездок, во время которых воспитанники воскресной школы посещают православные храмы других епархий Русской Православной Церкви. Для более высокой продуктивности организуются встречи, беседы за чаепитием с учениками других воскресных школ.
в) проведение методической работы, направленной на совершенствование учебно-воспитательного процесса, программ, форм и методов деятельности;
г) организацию еженедельных родительских собраний во время факультативных занятий их детей;
д) организацию и проведение массовых мероприятий, создающих необходимые условия для совместного труда, отдыха детей и родителей (лиц, их заменяющих);
е) организацию летнего отдыха в оздоровительных лагерях Липецкой епархии;
ж) организацию и проведение выставок, олимпиад, конкурсов, соревнований, концертов.
IV. Организация Воскресной школы
- Воскресная школа в своей деятельности руководствуется действующим законодательством РФ, нормативными документами Русской Православной Церкви (Устав Русской Православной Церкви, Устав религиозной организации), Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви (Положение о деятельности воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви в РФ, Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви), документами епархии (указами и распоряжениями епархиального архиерея, рекомендациями ЕОРОиК).
- Воскресная школа может быть реорганизована в иное образовательное учреждение (центр духовно-нравственного воспитания, имеющий статус юридического лица, православное общеобразовательное учреждение) по решению Учредителя.
- Решение о приостановлении деятельности и реорганизации воскресной школы принимает настоятель с письменного благословения епархиального архиерея.
- Настоятель осуществляет контроль над деятельностью школы и несет ответственность перед Священноначалием за учебно-воспитательную и хозяйственную деятельность воскресной школы.
- Директор воскресной школы с благословения настоятеля организует и координирует учебно-воспитательную и текущую хозяйственную деятельность.
V. Основная деятельность Воскресной школы
- Воскресная школа организует учебно-воспитательный процесс в соответствии со «Стандартом учебно-воспитательной деятельности, реализуемой воскресными школами (для детей) Русской Православной Церкви».
- Решение о зачислении учащихся в воскресную школу принимает директор с благословения настоятеля на основании письменного заявления родителей (законных представителей).
- При зачислении в воскресную школу директор обязан ознакомить родителей (законных представителей) воспитанников с документами, регламентирующими деятельность учебно-воспитательного процесса (Правила поведения в воскресной школе и другими локальными актами школы).
- Расписание занятий в школе составляется директором с учетом создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха, возрастных особенностей детей, установленных санитарно-гигиенических норм и графиком богослужений.
- Состав и количество классов в воскресной школе определяется в зависимости от числа полученных заявлений и условий, созданных для осуществления учебно-воспитательного процесса.
- В воскресной школе организованы дополнительные занятия в форме кружков.
- Дисциплина в воскресной школе поддерживается на основе православных традиций, взаимного уважения воспитанников друг к другу. Применение методов грубого физического и психического насилия не допускается.
- Учебно-воспитательный процесс в воскресной школе включает в себя три ступени:
а) дошкольная (набор детей в возрасте 5-6 лет) – с ориентировочным сроком обучения (максимально 2 года);
б) начальная (набор детей в возрасте 7-11 лет) — с ориентировочным сроком обучения (максимум 4 года);
в) основная, (набор детей в возрасте 12-16 лет)– с ориентировочным сроком обучения (максимально 4 года).
Конкретный порядок организации образовательного процесса устанавливается и изменяется по решению педагогического совета воскресной школы. Ребенок, поступающий в воскресную школу, зачисляется на ступень, соответствующую возрастной категории.
- Задачами дошкольной ступени являются православное воспитание и развитие детей, осуществляемые через приобщение к богослужебной жизни Церкви, игровую, творческую и развивающую деятельность, а также через взаимное общение.
- Задачами начальной ступени являются обучение основам православного вероучения, православное воспитание, развитие детей, приобщение их к литургической жизни Церкви, обретение первичных навыков и начального опыта церковной жизни.
- Задачами основной ступени являются обучение основам православного вероучения, усвоение детьми знаний о вере, осознанное участие в богослужении и Таинствах Церкви, применение полученных знаний в повседневной жизни, формирование навыка ежедневной домашней молитвы, последующее приобщение к социальной, миссионерской, молодежной деятельности прихода (посещение областного кризисного центра помощи женщинам и детям, издание «Серафимовского листка», деятельности молодежного общества «Наследники Александра Невского).
- Учебно-воспитательный процесс в воскресной школе, не имеющей статуса юридического лица, организуется на базе Учебного плана, соответствующего типовому Учебному плану, утвержденному Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.
- Учебно-воспитательный процесс в воскресной школе может быть организован с использованием авторских, творческих методик и подходов с учетом принципов, изложенных в Стандарте учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви и других нормативных документов, касающихся деятельности воскресных школ.
- Базовым вероучительным предметом дошкольной ступени является «Введение в Закон Божий».
- Базовыми вероучительными предметами начальной ступени являются: «Священная библейская история», «Храмоведение», «Основы церковного пения», «История Христианской Церкви», «Основы христианской нравственности» и «Церковно-славянский язык».
- Базовыми вероучительными предметами основной ступени являются: «Священное Писание: Ветхий Завет», «Священное Писание: Новый Завет», «Православное богослужение», «Основы православного вероучения», «Основы церковного пения» и «История Христианской Церкви» и «Христианская этика».
- Помимо вероучительных дисциплин на каждой ступени учебно-воспитательного процесса проводятся дополнительные развивающие занятия в кружках и секциях, по направлениям: музыкальному, художественному, спортивно-патриотическому, туристско-краеведческому и творческо — эстетическому.
- При проведении занятий по вероучительным дисциплинам и предметам дополнительной части уделяется особое внимание обсуждению с детьми вопросов современной жизни, связанных с семьей, социальными болезнями, иными проблемами современной молодежи.
- Учебный год в воскресной школе начинается в ближайшее воскресенье ко Дню церковного новолетия – 14 сентября.
- Учебный год в воскресной школе заканчивается 24 мая в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
- Учебный год в воскресной школе начинается и заканчивается молитвою.
- Учебным днем, когда осуществляется обучение основам православной веры является воскресенье, в субботу проводятся занятия по церковному пению и церковно-славянскому языку, а в будние дни, согласно расписанию, осуществляется факультативная деятельность по направлениям, указанным в 3 главе 12 пункте.
- Занятия проводятся по группам. Дошкольная и начальная ступени имеют две группы, но их число может изменяться в связи с количеством воспитанников.
- С согласия родителей организуются паломнические поездки, а также отдых в православных оздоровительных, военно-патриотических и других лагерях.
- В школе используется система контроля успеваемости в виде промежуточной и итоговой аттестации учащихся.
- Промежуточная аттестация проводится в течение учебного года в форме проверки рабочей тетради, выделению лучших работ в течение 5 воскресных дней и награждение подарками. Учениками, допустившими ошибки и неточности выполняется работа по их исправлению совместно с педагогом после учебного занятия.
- Итоговая аттестация проводится аттестационной комиссией и проходит в конкурсной форме по изучаемым дисциплинам.
- Аттестационная комиссия возглавляется директором и формируется им из числа педагогов воскресной школы.
- Настоятель прихода по должности является членом аттестационной комиссии.
- Количество и состав участников комиссии определяется директором (не менее четырех человек).
VI. Участники учебно-воспитательного процесса
- Участниками учебно-воспитательного процесса в воскресной школе являются: настоятель прихода, директор воскресной школы, педагогические работники воскресной школы, учащиеся, родители (законные представители) учащихся.
- Права и обязанности учащихся, их родителей или законных представителей как участников учебно-воспитательного процесса определяются действующим Положением воскресной школы.
- Учащиеся воскресной школы имеют право на:
а) обучение православному вероучению, традициям, истории и культуре, предусмотренное учебно-воспитательным планом воскресной школы;
б) бесплатное пользование библиотекой воскресной школы;
в) условия, гарантирующие охрану жизни и здоровья.
- Воспитанники воскресной школы должны:
а) следовать требованиям Положения воскресной школы, исполнять распоряжения, указания настоятеля, директора, преподавателей и воспитателей воскресной школы;
б) добросовестно заниматься в воскресной школе и применять приобретенные знания на практике;
в) бережно относиться к имуществу воскресной школы;
г) уважать других учащихся и сотрудников воскресной школы;
д) иметь внешний вид, соответствующий правилам христианского благочестия.
- Выпускникам выдается документ об окончании воскресной школы установленного образца, заверенный печатью религиозной организации Учредителя.
- По представлению директора воскресной школы настоятель может поощрять учащихся воскресной школы приходскими грамотами, похвальными листами.
- По представлению директора воскресной школы педагогический совет воскресной школы в качестве крайней меры может исключить учащегося из воскресной школы.
- Родители (законные представители) учащихся имеют право на:
а) ознакомление с ходом и содержанием учебно-воспитательного процесса;
б) участие в проводимых воскресной школой мероприятиях;
в) получение информации об использовании пожертвований, внесенных ими на нужды воскресной школы;
г) пользование библиотечным фондом воскресной школы.
- Родители (законные представители) учащихся обязаны:
а) соблюдать настоящее Положение;
б) восполнять в соответствии с действующим законодательством ущерб, причиненный учащимся имуществу воскресной школы;
в) быть вежливыми с сотрудниками воскресной школы;
г) при посещении воскресной школы иметь внешний вид, соответствующий правилам христианского благочестия.
- Сотрудники воскресной школы должны быть православными христианами и соответствовать требованиям квалификационных характеристик.
- Воскресная школа может иметь в штате сотрудников-добровольцев, исполняющих свои обязанности на безвозмездной основе. С благословения настоятеля воскресная школа может привлекать благотворительные пожертвования для осуществления учебно-воспитательной деятельности.
- На работу в воскресную школу принимаются лица, имеющие:
а) среднее или высшее богословское образование;
б) среднее или высшее гуманитарное образование с правом преподавания;
в) начальное профессиональное, среднее профессиональное и высшее образование, прошедшие катехизаторские/богословские курсы, организованные при духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви.
- На работу, связанную с дополнительной частью учебно-воспитательного процесса, принимаются лица православного вероисповедования, имеющие необходимые навыки для ведения данных занятий.
- К педагогической деятельности в воскресной школе не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям.
- Трудовые отношения работника регулируются типовым трудовым договором с религиозной организацией.
- Работники воскресной школы имеют право на:
- участие в управлении воскресной школой в порядке, определяемом настоящим Положением;
б) повышение своего профессионального уровня.
- Педагогические работники обязаны:
а) участвовать в жизни прихода;
б) соответствовать образу православного христианина;
в) соблюдать настоящее Положение;
г) выполнять обязанности, определяемые должностными инструкциями и трудовым договором;
д) иметь внешний вид, соответствующий правилам христианского благочестия;
е) быть вежливыми в общении с коллегами, воспитанниками и их родителями.
VII. Управление Воскресной школой, являющейся структурным подразделением религиозной организации
- Управление воскресной школой осуществляется в соответствии с нормативными документами Русской Православной Церкви (Устав Русской Православной Церкви, Устав религиозной организации), настоящим Положением и строится на принципах единоначалия и самоуправления.
- Настоятель по должности осуществляет общее руководство воскресной школой.
- В компетенцию настоятеля входит:
- создание, реорганизация и приостановлении деятельности воскресной школы;
в) принятие на работу и освобождение от должности директора воскресной школы;
г) утверждение аттестационной комиссии воскресной школы;
д) контроль за учебно-воспитательной, хозяйственной и иной деятельностью воскресной школы;
е) прием на работу преподавателей воскресной школы, утверждение штатного расписания, ставок заработной платы и должностных окладов преподавателей воскресной школы, надбавок и доплаты к ним;
ж) обеспечение безопасности и здоровья детей и сотрудников воскресной школы во время учебно-воспитательного процесса, соблюдения норм охраны труда и техники безопасности.
- Настоятель может являться и директором воскресной школы.
- Директор воскресной школы (далее – директор) – сотрудник религиозной организации, назначенный на должность настоятелем для обеспечения учебно-воспитательного процесса в воскресной школе.
- Директор воскресной школы:
а) назначается и освобождается от должности распоряжением настоятеля;
б) подотчетен в своей деятельности настоятелю и епархиальному отделу религиозного образования;
в) организует учебно-воспитательный процесс в воскресной школе;
г) формирует штатное расписание;
д) осуществляет распределение должностных обязанностей, контроль над деятельностью и уровнем квалификации работников;
е) формирует аттестационную комиссию воскресной школы;
ж) предоставляет настоятелю и епархиальному отделу религиозного образования и катехизации ежегодный отчет о деятельности воскресной школы;
з) по благословению настоятеля на основании доверенности представляет школу в государственных и муниципальных учреждениях, а также на епархиальных и общецерковных мероприятиях.
- Духовник воскресной школы – священнослужитель Русской Православной Церкви, назначенный настоятелем для попечения о духовно-нравственной жизни учащихся и сотрудников воскресной школы.
- Директор воскресной школы в священном сане может являться духовником по благословению настоятеля прихода.
- Духовник воскресной школы заботится о духовно-нравственном воспитании детей и педагогического коллектива.
- Формой самоуправления воскресной школы является педагогический совет воскресной школы.
- Педагогический совет состоит из: настоятеля храма, духовника, директора и преподавателей воскресной школы.
- К компетенции педагогического совета воскресной школы относится:
а) разработка концепции и определение основных направлений деятельности воскресной школы, обсуждение методик преподавания;
б) определение порядка проведения итоговой аттестации;
в) рассмотрение вопросов об отчислении учащихся;
г) рассмотрение вопросов эффективности учебно-воспитательной работы, повышения квалификации сотрудников;
д) внедрение в практику достижений педагогического опыта.
- Решения на педагогическом совете принимаются большинством голосов.
VIII. Имущество и финансирование Воскресной школы
- Религиозная организация, учредившая воскресную школу, обеспечивает ее финансирование и работу.
- При создании воскресной школы Учредитель должен обеспечить следующие условия:
- предоставить помещение (собственное или арендованное) для занятий;
- обеспечить воскресную школу учебно-методической литературой и канцелярскими принадлежностями, мебелью, инвентарем, необходимым для учебно-воспитательного процесса;
- обеспечить материальные условия для преподавания.